Приходи в книжный магазин подготовленным. Тогда ни одна интересная книга не будет оставлена без твоего внимания, а на откровенную макулатуру не будет потрачено ни минуты.


Обзоры «Про» | Про/читать

Материал был опубликован в №120 | 2009

// Акройд мало того что отличный писатель, он еще и хороший историк

Процесс Элизабет Кри

Теги: книга

Текст: Дмитрий Иванов

Британского писателя Питера Акройда можно сравнить с тяжелой артиллерией современной прозы. Кембриджский и йельский дипломы, научные труды, посвященные английской филологии, нескучные биографии Диккенса, Шекспира, книга об истории Лондона... Все это для неподготовленного читателя пахнет пыльным академизмом, даже если мы еще раз повторимся, что биографии Диккенса и Шекспира действительно не скучно читать (не говоря уж о книге «Лондон: биография», которая стала бестселлером даже в России). Но издатели недавно нашли хороший повод познакомить таких читателей с трудами Акройда и перевыпустили одно из самых популярных художественных произведений автора – кровавый детектив «Процесс Элизабет Кри».

Место действия – Лондон конца XIX века. Город озадачен серией кровавых убийств, происходящих в неблагополучном районе Лаймхауса. Жертв (приличного ученого, пару проституток и семью, владеющую магазином подержанных товаров) формально ничто не связывает; очевидно, что убийства – дело рук оголтелого маньяка. Роман хитро начинается с казни бывшей актрисы второсортных мюзик-холлов Элизабет Кри, обвиненной в убийстве мужа. Через несколько глав читатель знакомится с дневником убитого мужа, в котором он признается, что кровавый маньяк – это он. Далее, возвращая нас к началу истории, Акройд делает прыжок с переворотом и, когда читателю уже все становится очевидным, разыгрывает хитрую комбинацию, в результате которой события приобретают неожиданную развязку.

Удивительно, но «Процесс Элизабет Кри» (в первоначальном варианте – «Дэн Лино и голем из Лаймхауса») лишь сначала кажется уютным английским детективом в духе историй про Джека-Потрошителя. Акройд мало того что отличный писатель, он еще и хороший историк: мюзик-холлы, в которых делает карьеру никому не нужная швея Элизабет Кри, описаны так детально и так трогательно, будто бы сам автор регулярно туда наведывался. Такой же эффект присутствия возникает и от сцен, описывающих лондонскую библиотеку, в которой за соседними столами сидят будущие герои учебников – Карл Маркс, Оскар Уйальд и так далее. Куда бы ни сунул свой нос Акройд – в приемную сумасшедшего ученого или в богом забытый доходный дом, – любое место предстает перед читателем, будто бы запечатленное на пленке. Постепенно писатель в легком маньячном детективе поднимает серьезные темы – от полезного действия технического прогресса до животной страсти к насилию и ее причин. Одни его герои устремляются к созиданию – создают пьесы, пишут статьи, читают книги, другие – к разрушению: убивают самих себя, а иногда и других. Понятно, что всем этим мыслям пять тысяч лет, но книга «Процесс Элизабет Кри» – как раз тот случай, когда реализация повести о том, что смерть для иных большее искусство, чем все шекспировские трагедии вместе взятые, оказалась лучше и изобретательней, чем сама задумка.

 



Мнения читателей

Рейтинг этого материала    0 | 0




Rambler's Top100      Follow bestforgay on Twitter   Facebook   Live Journal   Live Journal

Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ №ФС77-19983 от 29.04.2005

Copyright © 2004-2005. BF MEDIA GROUP LTD.